En

Противодействие коррупции

Если вам стали известны факты коррупционной составляющей или злоупотребления служебными полномочиями сотрудниками ТПУ, сообщите об этом в Управление проректора по режиму и безопасности ТПУ и (или) в Группу экономической безопасности ТПУ.

Памятка для студентов, сотрудников и преподавателей ТПУ

Памятка разработана с целью исключения провокаций коррупционного характера в отношении студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава Томского политехнического университета

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:

  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Взяткой могут быть предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость. Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки - банковская ссуда и долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо - представитель власти или лицо, состоящее на государственной должности, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции (в том числе преподаватель, принимающий экзамены и зачеты).

Представитель власти - это государственный или муниципальный чиновник любого ранга - сотрудник краевой или городской администрации, мэрии, департамента, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т. д. (в том числе преподаватель, принимающий экзамены и зачеты).

Взятка нередко дается и берется через посредников - подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, лаборантов кафедр, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.
Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:

  • установлен факт вымогательства;
  • гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306).

Взятка может быть предложена как напрямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите...»), так и косвенным образом.

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятка вымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое вам место для следующей встречи;
  • не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить вам как можно больше информации;
  • при наличии у вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве. 

Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у вас возникает три варианта действий:

  1. Первый вариант – поступиться моральным принципам и нормам и самому стать преступником, согласившись на условия взятковымогателя.
  2. Второй вариант – прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать ему понять, что вы отказываетесь идти на преступление и смириться с тем, что важный для вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.
  3. Третий вариант – встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления. Третий вариант в большей степени согласуется с нормами и права и морали, согласно которым зло должно быть обязательно наказано. Но каждый человек, как свободная личность, принимает решение о выборе пути сам.

ЕСЛИ ВЫ ИЗБИРАЕТЕ ТРЕТИЙ ВАРИАНТ, ВАМ СЛЕДУЕТ:

Обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении руководителю по месту вашей работы, учебы и ответственному лицу за организацию работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений:

Проректор по режиму и безопасности:

телефон: 8 (3822) 60-60-08

e-mail: [email protected]

Группа экономической безопасности:

телефон: 8 (3822) 70-17-77 (доб.3329)

email: [email protected]


Единый номер вызова экстренных оперативных служб:
телефон 8 (3822) 60-62-40; 2410
телефон доверия: 8 (3822) 60-60-08

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, таможенного органа, Росгвардии вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от вас сообщение (заявление) о даче взятки вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Независимая антикоррупционная экспертиза – один из основных этапов разработки проекта нормативного правового акта, который проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 методикой.

На официальном сайте Министерства юстиций Российской Федерации www.minjust.ru в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» раздела «Противодействие коррупции» размещен Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Разработчики нормативных правовых актов публикуют проекты документов на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

По всем вопросам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а также процедуре регистрации в качестве независимых антикоррупционных экспертов можно обращаться в Министерство юстиции Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Документы

Антикоррупционная политика ТПУ

Методические материалы

Формы документов, связанных с противодействием коррупции (для заполнения)