• Университет
  • Образование
  • Наука и инновации
  • Сотрудничество
  • Жизнь в ТПУ
Томский политехнический университет прошел более чем вековой путь развития: от Томского технологического института императора Николая II, обеспечивавшего подготовку кадров для становления промышленности и экономики Сибири до Национального исследовательского Томского политехнического университета – центра науки и образования мирового уровня, одного из важнейших институтов сохранения, актуализации и трансляции культурного наследия региона.
К примеру, первые корпуса института в Томске в начале ХХ в. образовали квартал, за которым закрепилось название «европейский». Он стал одним из красивейших и совершенных в смысле инженерных коммуникаций мест в городе. Все корпуса вуза строились в шаговой доступности друг
от друга, их комплекс можно смело назвать первым томским университетским кампусом.
За свою более чем вековую историю наш славный вуз подготовил более ста пятидесяти тысяч специалистов. А открытия и разработки ученых вуза вышли далеко за пределы стен университетского кампуса, оставив яркий след в истории и науке страны.
В университетских корпусах, внутри кампуса, в городе и далеко за его пределами велико количество мест, связанных с Томским политехом, которые можно назвать памятными.

Аэропорт

Первый томский аэропорт располагался на левом берегу р. Томи.

Годы постройки: 1910 г.

Автор(ы) проекта:

Применение: В 1909 г. профессор ТТИ Б.П. Вейнберг организовал аэрокружок, который стал вторым в стране
по времени своего появления –после московского. Вскоре, в конце 1910 г., силами студентов был построен первый томский аэродром. До этого в Лагерном саду и на Потаповых лужках студенты и их наставники осуществляли полёты планеров, изготовленных своими силами. В 1910 г. они построили первый сибирский самолёт, собрали аэроплан по конструкции члена авиакружка инженера Ф. Громадского.

В 1927 г. был построен грунтовый аэродром, с которого взлетел самолёт «СТИ-1», построенный студентами СТИ. Одна группа студентов конструировала и строила корпус самолета, вторая создавала двигатель, ставший
в результате одним из первых советских легких авиадвигателей. Также в институте была возобновлена работа авиакружка, созданы авиационная лаборатория и авиационный музей, открыта авиационная специальность «авиадвигатели».

В 1945 г. запущен в эксплуатацию аэропорт на Каштаке.

Дополнительная информация:


Памятник политехникам-участникам Великой Отечественной войны

Адрес: пр. Ленина, 43А 

Годы постройки: 2015 г.

Автор(ы) проекта: 

Применение: Памятник стал продолжением мемориала, расположенного у химического корпуса вуза.
Более 2,5 тысяч сотрудников и тысячи студентов ТПУ пожертвовали свой однодневный заработок на строительство мемориала (общая стоимость составила 5 миллионов рублей). Монумент выполнен из натурального гранита
и посвящен подвигу политехников-участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Дополнительная информация:


Памятник погибшим во время ВОВ воинам 166-й томской стрелковой дивизии на Смоленщине

Адрес: с. Верховье Смоленской обл.

Дата открытия: 1983 г.

Автор(ы) проекта, применение:  Мемориал был сооружен под руководством сотрудника ТПУ И.Т. Лозовского студентами-политехниками на общественных началах на средства безвозмездного труда студентов и сотрудников вуза. На этом месте с июля по октябрь 1941 г. в боях за оборону Москвы участвовала 166-я стрелковая дивизия. Это воинское соединение было сформировано в Томске в первые дни Великой Отечественной войны и 26 июня 1941 г. направлено на фронт.

С 1980 г., в село Верховье Смоленской области стали выезжать студенческие строительные отряды политехников по 10–15 человек. Эти отряды бесплатно помогали ремонтировать дороги, занимались благоустройством, подготавливали место для установки мемориала (насыпали курган).

В работу над памятником включились лучшие творческие силы г. Томска. Это, прежде всего, управление архитектуры во главе с главным архитектором Николаем Васильевичем Рыбаковым и архитектором Николаем Николаевичем Яковлевым. Технический проект и все расчеты по изготовлению памятника делал сотрудник кафедры прикладной механики ТПИ Григорий Васильевич Белошапкин. Свою лепту внесла кафедра сварки ТПИ под руководством ее заведующего Анатолия Федоровича Князькова. Готовились конструкции памятника на Томском электромеханическом заводе.

Дополнительная информация:


Могила первого директора ТТИ Е.Л. Зубашева

В 1998 г. усилиями сотрудника ТПУ И.Т. Лозовского было установлено, что сохранилась могила первого директора ТТИ Е.Л. Зубашева на Ольшанском кладбище в Праге.

Как известно, в 1923 г. Ефим Лукьянович переехал в Прагу, где работал профессором Русского народного университета, читал лекции в Институте изучения России. В 1927 г. он был назначен профессором кафедры технологии органических веществ в Русское высшее училище техников путей сообщения.

В Пражском политехникуме Е. Л. Зубашев читал лекции по химии и технологии писчебумажного и целлюлозного,
а также древесно-лесного производств.

Умер Е.Л. Зубашев 20 декабря 1928 г.

Дополнительная информация:


Ледяной столб Вейнберга

В 1912 г. профессор ТТИ Б.П. Вейнбера  изобрел электрический бур для сверления отверстий во льду за счет его плавления. Для его испытаний во дворе физического корпуса института был выращен ледяной столб.

В дальнейшем Борис Петрович предполагал использовать этот бур для определения толщины льда при исследовании русла ледников.

Дополнительная информация:

Оцените была ли информация на этой странице полезной?