• Университет
  • Образование
  • Наука и инновации
  • Сотрудничество
  • Жизнь в ТПУ
Томский политехнический университет прошел более чем вековой путь развития: от Томского технологического института императора Николая II, обеспечивавшего подготовку кадров для становления промышленности и экономики Сибири до Национального исследовательского Томского политехнического университета – центра науки и образования мирового уровня.
ТПУ – один из крупнейших передовых учебных и научных центров России. За свою более чем вековую историю вуз подготовил около ста тысяч специалистов. А открытия и разработки ученых вуза вышли далеко за пределы стен университета, оставив заметный след в истории и науке страны.




Автомобиль «Руссо-балт»

Дата открытия: в начале лета 1909 г.

Автор или группа авторов: конструктором «руссо-балтов» стал приглашенный из Бельгии инженер Жюльен Поттера (Julien Potterat), который работал в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским
и Дмитрием Бондаревым.

Суть открытия: «Руссо-балты» отличались прочностью и надежностью, свидетельством чему служили их успехи в ралли и дальних пробегах, в частности, на международных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян. Заслуживает внимания и тот факт, что один из экземпляров модели «С-24» серии III, выпущенный в 1910 году, за 4 года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Репутация машин РБВЗ была столь высокой, что два образца моделей «К-12» и «С-24» в 1913 году заказал Императорский гараж. Более того, 64% всех автомобилей завода приобрела русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков. Машины РБВЗ имели простую и прочную конструкцию. На них применялись отлитые из алюминия картеры двигателя и коробки передач, а также поршни. Колеса и шестерни трансмиссии вращались на шариковых подшипниках. На моделях «К-12» и «Е-15» цилиндры отливались в общем блоке, что было редкостью для тех времен.

Дополнительная информация:


Химическая реакция Кижнера – Вольфа

Дата открытия: 1910 г.

Автор или группа авторов: химик – органик, профессор ТТИ Николай Матвеевич Кижнер. 

Суть открытия: Н.М. Кижнер в 1910 г. открыл реакцию каталитического разложения гидразонов с восстановлением карбонильной группы альдегидов или кетонов в метиленовую группу. Эта реакция, одновременно описанная немецким химиком Людвигом Вольфом и известная как реакция Кижнера-Вольфа, стала основой метода синтеза индивидуальных углеводородов высокой чистоты. Она даёт возможность выяснить структуру различных сложных гормонов, политерпенов.

Дополнительная информация:


Проект трамвайного транспорта

Дата открытия: ноябрь 1909 г.

Автор или группа авторов: выпускник ТТИ 1908 г. инженер-механик В.М. Хрущёв (впоследствии профессор
и академик, директор института энергетики Украинской Академии наук)

Суть открытия: Разработан проект трамвайного транспорта в Томске.

Дополнительная информация:


Безвоздушная экспериментальная дорога на магнитной подушке

Дата открытия: 1912 г.

Автор или группа авторов: российский и советский физик, гляциолог Борис Петрович Вейнберг

Суть открытия: анализируя различные способы движения человека Борис Петрович предложил новый безвоздушный способ передвижения при участии магнитных и электрических сил. Вакуум, или эфир позволяет по желанию человека ускорить движение вещественных тел без воздействия на них силы трения. Теория движения без трения, предложенная Б.П. Вейнбергом стала основой безвоздушного электрического пути на магнитной подушке, прообраза современных скоростных поездов.

Дополнительная информация:


Электрический термобур для льда

Дата открытия: 1913 г.

Автор или группа авторов: российский и советский физик, гляциолог Борис Петрович Вейнберг

Суть открытия: впервые в мировой практике был сконструирован электрический термобур для исследования льда.

Дополнительная информация:

Оцените была ли информация на этой странице полезной?